Предмет,
класс
|
Математика,
5 класс
|
Тема
|
Математика
в мире профессий
|
Тип
урока
|
Урок
повторения и закрепления
|
Деятельностная
цель урока
|
Создание
условий по отработке у обучаемых умений и навыков по теме "Умножение и
деление натуральных чисел"
|
Содержательная
цель урока
|
Формирование
системы математических понятий и терминов по данной теме
|
Образовательные
источники и ресурсы
|
Мерзляк
А.Г. Математика: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных
организаций / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. (Алгоритм успеха.
ФГОС).
|
Методы
и формы обучения
|
Индивидуальная,
фронтальная, групповая работа; беседа, самопроверка, взаимопроверка, ребусы,
филворд, математический диктант, пазл "Соберите слова", АМО
"Всё в наших руках".
|
Планируемые результаты
|
Предметные знания и умения
|
Метапредметные УУД
|
Личностные УУД
|
Научиться
применять полученные знания темы "Умножение и деление натуральных
чисел" при решении задач.
|
Строить логическое рассуждение,
умозаключение делать выводы, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе
достижения результатов. Соотносить
свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения
результатов.
|
Готовность
к самоконтролю и решению практических задач.
|
Деятельность учителя
|
Форма работы
|
Деятельность учащихся
|
Задания
для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых
результатов
|
На
перемене каждый выбирает один из шести цветов квадратик. Парты ставятся так,
чтобы могла работать группа из 4-х - 5-ти человек (шесть цветов квадратиков –
шесть групп). В каждой группе обучающиеся выбирают командира группы.
|
Этап 1. Организация
начала урока
|
Дидактическая
задача этапа: Подготовка
учащихся к работе на уроке.
|
Высказывает
добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи.
|
П
|
Приветствуют
учителя.
Пожелание
друг другу удачи.
|
Хлопки
в ладони с соседом по парте.
|
Предлагает
проверить домашнюю работу по образцу1 .
|
И
|
Cамопроверка домашнего
задания по готовому образцу.
|
Проверить
домашнюю работу по готовому образцу.
|
1Образец выполнения
домашнего задания расположен на слайдах презентации. Проверка наличия
домашней работы у всего класса и проверка выполнения домашней работы у
отдельных учащихся в течение урока.
|
Этап 2. Подготовка к
основному этапу занятия
|
Дидактическая
задача этапа: Обеспечение
мотивации и принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности,
актуализация опорных знаний и умений.
|
Предлагает
поработать с кроссвордом и филвордом, определить ключевые слова
|
Г
|
Каждая
группа получает или ребусы, или филворд. С помощью полученных слов
формулируют тему урока.
|
Приложение
1
|
Знакомит
учащихся с итогами анкетирования, проведенной накануне урока. Предлагает
озвучить задачи урока. После предложений учащихся предлагает объединить их в
следующей формулировке2.
|
Ф
|
Знакомятся
с итогами анкетирования. Вместе с учителем формулируют задачи урока.
|
Ознакомьтесь
с итогами анкетирования по вопросам: 1) О какой профессии мечтаете? 2) Как вы
считаете, нужны ли будут вам знания, полученные на уроках математики в вашей
будущей профессии?
2
Попробуйте
сформулировать задачи нашего урока.
|
2Греки изучали её, чтобы
познать мир, римляне – для того, чтобы измерять земельные участки. А
для чего изучаем математику мы?
|
Этап 3. Обобщение и
систематизация знаний
|
Дидактическая
задача этапа: Формирование
целостной системы ведущих знаний по теме.
|
Организует
работу команд. Корректирует, помогает.
|
Г
|
Выполняют
задания.
|
Приложение
2
|
Информация
о домашнем задании
|
И
|
Записывают
домашнее задание
|
Д.М.:
вариант 4, № 100-102, 125-128.
Для
желающих: мини-сочинение "Математика в профессиях моих родителей".
|
Этап 4. Рефлексия учебной
деятельности на уроке
|
Дидактическая
задача этапа: Осознание
обучающимися метода преодоления затруднений и самооценка результатов своей
коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной)
деятельности.
|
Организует
работу учащихся.
|
И
|
Выполняют
задание.
|
Приложение
3
|
Ресурсный материал к уроку
Приложение 1
Поработайте с ребусами и филвордом.
Определите ключевые слова. Объедините полученные слова и сформулируйте тему
урока.
[Ответ: математика, мир]
Вычеркните
слова из готового списка. Итог - ещё одно слово, относящееся к уроку.
С
|
Т
|
Р
|
О
|
И
|
В
|
И
|
З
|
А
|
Ветеринар
Визажист
Инженер
Пекарь
Стилист
Строитель
Учитель
Фотограф
Еще одно слово________________
|
|
П
|
Р
|
Ь
|
Л
|
Е
|
Т
|
Т
|
С
|
И
|
Ж
|
О
|
П
|
Е
|
К
|
А
|
Р
|
Ь
|
Ф
|
В
|
Е
|
Т
|
И
|
Н
|
Ж
|
Е
|
Р
|
А
|
Н
|
И
|
Р
|
Е
|
Е
|
Р
|
Е
|
Н
|
С
|
Ф
|
О
|
Т
|
О
|
Г
|
Ь
|
Л
|
Е
|
Т
|
И
|
Ч
|
У
|
Ф
|
А
|
Р
|
С
|
С
|
Т
|
И
|
Л
|
И
|
С
|
Т
|
И
|
И
|
[Ответ: профессии]
Сформулируйте ответ на вопрос: Что
такое профессия? (В он-лайн варианте или с помощью бумажных носителей
предлагаются материалы различных словарей по определению данного слова). Какие
профессии знаете? А знакомы ли вы с новыми? (предлагается небольшая информация,
например с сайта:
https://projectrussia.ru/new-occupations-have-emerged-in-the-past-10-years-new-professions-of-the-xxi-century.html
Приложение 2
1) Каждая группа получает текст
математического диктанта
(у каждой группы свой вариант). Заданий в диктанте 12, и члены группы делят
задания между собой, чтобы справиться за ограниченное время (время 3 минуты).
Помогают друг другу, если не успевают.
Команда
1
Составить
числовое выражение и найти его значение:
1) разность
суммы чисел 245 и 155 и числа 137.
____________________________________________________________
2)
произведение суммы и разности чисел 28 и 22.
____________________________________________________________
Вычислить:
3) 25 ● 4 =
Упростить
выражение:
4) 47 + х
+ 13 = __________________________
5) 973 243
– у = _______________________.
6) 126 + х
26 = __________________________
7) 188 + 12 +
х = __________________________
8) у +
259 + 21 =__________________________
9) 376 106
у
= _________________________
Вычислить:
10) 125
+ 75 =
11) 386 81
=
12) 484 : 4 =
|
Команда 3
Составить
числовое выражение и найти его значение:
1) сумма
разности чисел 376 и 176 и числа 248.
___________________________________________________________
2) произведение
суммы и разности чисел 38 и 32.
___________________________________________________________
Вычислить:
3) 385 85
=
Упростить
выражение:
4) 68 + m + 22 =
_____________________________________________
5) х +
246 – 46 = _____________________________________________
6) 189 + у
89 =
______________________________________________
7) х +
361 + 39 = _______________________________________________
8) 273 + 27 +
х = _______________________________________________
Вычислить:
9) 200 : 4 =
10) 85 + 115
=
11) 363 : 3 =
Упростить:
12) 482 102
у = ________________________________________________
|
Команда
2
Составить
числовое выражение и найти его значение:
1) разность суммы
чисел 425 и 175 и числа 160.
____________________________________________________________
2) произведение
суммы и разности чисел 35 и 25.
____________________________________________________________
Вычислить:
3) 165 + 35 =
Упростить
выражение:
4) 48 + х
+ 52 = __________________________
5) 852 252
– у = _______________________.
6) 136 + х
66 = __________________________
7) у +
445 + 55 =__________________________
8) 654 + 26 +
х = __________________________
9) 689 149 у
= _________________________
Вычислить:
10) 25 ● 8 =
11) 356 56
=
12) 246 : 2 =
|
Команда 4
Составить
числовое выражение и найти его значение:
1) сумма
разности чисел 528 и 328 и числа 280.
___________________________________________________________
2) произведение
суммы и разности чисел 26 и 24.
___________________________________________________________
Упростить
выражение:
3) 76 + m + 44 = _____________________________________________
4) х +
256 – 56 = _____________________________________________
5) 129 + у
69 =
______________________________________________
6) х +
256 + 44 = _______________________________________________
7) 205 + 35 +
х = _______________________________________________
8) 485 285
у
= _____________________________________________
Вычислить:
9) 355 55
=
10) 240 : 6 =
11) 65 + 335
=
12) 355: 5 =
|
Команда
5
Составить
числовое выражение и найти его значение:
1) разность
суммы чисел 112 и 188 и числа 137.
____________________________________________________________
2) произведение
суммы и разности чисел 36 и 34.
____________________________________________________________
Вычислить:
3) 253 + 47 =
Упростить
выражение:
4) 52 + х
+ 18 = __________________________
5) 112 + х
12 = __________________________
6) 864 364
– у = _______________________.
7) у +
143 + 27 =__________________________
8) 113 + 87 +
х = __________________________
9) 476 206
у = _________________________
Вычислите:
10) 50 ● 8 =
11) 475 71
=
12) 444 : 4
=
|
Команда 6
Составить
числовое выражение и найти его значение:
1) сумма
разности чисел 161 и 139 и числа 227.
___________________________________________________________
2) произведение
суммы и разности чисел 37 и 33.
___________________________________________________________
Вычислить:
3) 476 76
=
Упростите
выражение:
4) 41 + m + 9 =
_____________________________________________
5) х +
351 – 51 = _____________________________________________
Вычислите:
6) 404 : 4 =
7) 69 + 131 =
8) 515 : 5 =
Упростить
выражение:
9) 126 + у
26 =
______________________________________________
10) х +
224 + 76 = _______________________________________________
11) 182 + 18
+ х = _______________________________________________
12) 486 206
у
= _____________________________________________
|
2) Собираем по буквам профессии, с помощью
полученных вами ответов.
Команда 1
Расшифруйте
профессию. Номер примера соответствует месту, на котором стоит буква в слове.
Имейте в виду, что могут быть лишние буквы.
Ответ
|
730у
|
300
|
200+х
|
у+280
|
263
|
60+х
|
100х
|
100
|
270у
|
200
|
305
|
121
|
Буква
|
И
|
Т
|
Е
|
Л
|
С
|
О
|
Т
|
Р
|
Ь
|
М
|
О
|
Л
|
Номер
примера
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Профессия_____________________________________
Лишние буквы ________________
Команда 2
Расшифруйте
профессию. Номер примера соответствует месту, на котором стоит буква в слове.
Имейте в виду, что могут быть лишние буквы.
Ответ
|
200
|
500+у
|
600
|
100+х
|
70+х
|
440
|
680+х
|
600у
|
540у
|
200
|
300
|
123
|
Буква
|
Х
|
Т
|
У
|
Г
|
Л
|
Б
|
Е
|
А
|
Р
|
О
|
Т
|
Л
|
Номер
примера
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Профессия_____________________________________
Лишние буквы________________
Команда 3
Расшифруйте
профессию. Номер примера соответствует месту, на котором стоит буква в слове.
Имейте в виду, что могут быть лишние буквы.
Ответ
|
420
|
90+m
|
300
|
300+х
|
200
|
100+у
|
50
|
121
|
200+х
|
448
|
400+х
|
380у
|
Буква
|
О
|
С
|
Н
|
К
|
О
|
Р
|
Т
|
Р
|
Т
|
К
|
У
|
Ы
|
Номер
примера
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Профессия____________________________________
Лишние буквы _______________
Команда 4
Расшифруйте
профессию. Номер примера соответствует месту, на котором стоит буква в слове.
Имейте в виду, что могут быть лишние буквы.
Ответ
|
60+у
|
120+m
|
240+х
|
480
|
х+300
|
200у
|
100
|
х+200
|
300
|
40
|
400
|
71
|
Буква
|
О
|
Т
|
О
|
А
|
Н
|
М
|
С
|
Р
|
И
|
Ч
|
Н
|
О
|
Номер
примера
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Профессия_____________________________________
Лишние буквы _______________
Команда 5
Расшифруйте
профессию. Номер примера соответствует месту, на котором стоит буква в слове.
Имейте в виду, что могут быть лишние буквы.
Ответ
|
200+х
|
140
|
70+х
|
у+170
|
163
|
100+х
|
270+х
|
300
|
500у
|
400
|
404
|
111
|
Буква
|
И
|
О
|
Р
|
Н
|
С
|
Д
|
К
|
Т
|
У
|
О
|
Д
|
Ц
|
Номер
примера
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Профессия_____________________________________
Лишние буквы ___________________
Команда 6
Расшифруйте
профессию. Номер примера соответствует месту, на котором стоит буква в слове.
Имейте в виду, что могут быть лишние буквы.
Ответ
|
50+m
|
280
|
300+х
|
400
|
249
|
101
|
200
|
103
|
100+у
|
300+х
|
200+х
|
280+у
|
Буква
|
К
|
А
|
А
|
Н
|
Б
|
О
|
Т
|
Л
|
И
|
Ч
|
Н
|
О
|
Номер
примера
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Профессия_____________________________________
Лишние буквы _________________________________________
Ответ:
Команда 1. Строитель. Лишние
буквы: М О Л
|
Команда 4. Астроном. Лишние
буквы: И Ч Н О
|
Команда 2. Бухгалтер. Лишние
буквы: О Т Л
|
Команда 5. Сотрудник. Лишние
буквы: О Д Ц
|
Команда 3. Конструктор. Лишние
буквы: Ы
|
Команда 6. Банка. Лишние
буквы: О Т Л И Ч Н О
|
Слова команды 5 и 6 объединяются:
сотрудник банка. Слова и лишние буквы помогают проконтролировать правильно ли
выполнили учащиеся задания.
Объединяются лишние буквы команд 1
- 5 - 3: М О Л О Д Ц Ы; 2 - 4: О Т Л И Ч Н О; Команда 6: отлично.
3) Небольшая информация о профессиях, которые
получились у учащихся во время решения заданий (конструктор и сотрудник банка,
по остальным будут задачи).
4) Вспомним материал уроков, который изучали
ранее - умножение и деление натуральных чисел. У вас сейчас есть возможность
попробовать себя в роли учителя, задав вопросы товарищам по данной теме.
Желающие?
5) Решение задач в группах (По
каждой профессии работали по две группы, что позволило провести взаимопроверку.
Группы менялись своими решениями и проверяли правильность решения задач. В
случае, если не могли договориться, вопрос к учителю).
-
Профессия бухгалтер
-
вовремя и правильно оплачивает налоги
-
следит за финансовым состоянием предприятия
-
производит расчет заработной платы сотрудников
Решите
задачу.
Помогите
бухгалтеру произвести расчет заработной платы сотрудников за сентябрь, если:
1)
первый сотрудник работал 25 дней по 8 часов, при этом 1 час его работы
оценивается в 125 рублей;
2)
второй сотрудник работал 25 дней по 4 часа, при этом один час его работы оценивается
в 150 рублей;
3)
третий сотрудник работал 20 дней по 6 часов, при этом час его работы
оценивается в 150 рублей;
4)
составьте выражение по следующему условию задачи: Какую сумму выплатила
организация своим сотрудникам за сентябрь, если в организации работает m сотрудников по 8 часов, при этом 1
час работы оценивается в 130 рублей?
-
Профессия астроном
Астроном
- это
учёный, изучающий расположение, движение, строение, происхождение, развитие
небесных тел.
Учёный:
-
рассчитывает координаты небесных тел и скорость их движения;
-
определяет массу, форму, химический состав небесных тел.
Решите
задачу.
Расстояние
от Земли до Солнца 150 млн км. Сколько времени идет до Земли луч от Солнца,
если за секунду он проходит 300 тыс. км?
-
Профессия строитель
-
рассчитывает
размеры элементов будущего здания;
-
рассчитывает прочность конструкции;
-
делает чертежи, планы зданий;
-
составляет смету расходов строительного материала
Решите
задачу.
1)
Для строительства дачного дома были доставлены две машины, груженые цементом.
В первой машине было 1260 кг цемента, что в три раза больше, чем во второй.
Цемент строители сложили в мешки по 25 кг. Сколько мешков цемента было
доставлено для строительства дачного дома?
2)
Какая комната потребует больше плинтуса: прямоугольная размерами 4 м и 9 м или
квадратная, имеющая ту же площадь?
6)
Физпауза.
7)
Решение задач
1) Показания счётчика
электроэнергии 1 марта составляли 58 134 кВт●ч, а 1 апреля - 58 234 кВт●ч.
Сколько нужно заплатить за электроэнергию за март, если 1 кВт●ч электроэнергии
стоит 4 рубля? [Вопросы: представитель какой профессии решал бы данную задачу?
А могли ли мы (ученики, у которых нет еще профессии) помочь своим родителям в
подсчете оплаты за электроэнергию за очередной месяц?]
2) Теплоход рассчитан на 600
пассажиров и 18 членов команды. Каждая спасательная шлюпка может вместить 45
человек. Какое наименьшее количество шлюпок должно быть на теплоходе, чтобы в
случае необходимости в них можно было разместить всех пассажиров и всех членов
команды. [Вопрос: представителю какой профессии так важно знать о количестве
шлюпок на теплоходе? Почему это важно?]
3) Для покраски потолка
требуется 270 г краски на 1 м2. Краска продается в банке по 3 кг.
Сколько банок краски нужно купить для покраски потолка площадью 37 м2.
[Вопросы: представитель какой профессии решал бы данную задачу? Когда
встречается данная ситуация? А в семье могут подсчитать сколько краски (обоев,
линолеума и т.д.) нужно для ремонта?]
8)
Подводим итоги урока
1.
Решили ли мы задачи сегодняшнего урока? 2) Что мы можем ответить ребятам,
которые на вопрос "Нужны ли будут вам знания, полученные на уроках
математики в вашей будущей профессии?" (Какую бы профессию не выбрали,
без математики не обойтись в повседневной жизни).
Приложение 3
АМО "Всё в наших руках" Цель: выяснить отношение
обучающихся к прошедшему уроку Проводится фронтально, отвечают желающие.
Вопросы
для оценки результатов работы обозначаются с помощью пальцев:
1
– большой палец – хотел (а) бы ещё поработать по данной теме;
2
– указательный палец – мне всё понятно по данной теме;
3
– средний палец – мне не хватало на уроке;
4
– безымянный – мне не понравилось на уроке;
5
– мизинец – смайлик – настроение (с помощью смайлика указать какое
настроение на конец урока в тетради, на полях)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.