Базовый учебник: Мерзляк А.Г. Математика: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 304 с. Место в общей структуре курса: Блок «Арифметика», раздел I «Натуральные числа и действия над ними», глава 1 «Натуральные числа», § 2 «Цифры. Десятичная запись натуральных чисел», 3 (заключительный) урок согласно календарно-тематическому плану. Тип урок: урок обобщения и систематизации знаний. Цель урока: обобщение и систематизация знаний по данной теме.
Представлены: конспект урока, презентация, навигационная карта к презентации и тест.
По данной теме представлен урок повторения и закрепления в форме путешествия Незнайки по островам Математического океана. В ходе урока повторяется теоретический материал, используется исторический материал, задания на смекалку и решаются старинные задачи. Презентация – наглядное представление запланированного материала и ответы к ним.
Презентация создана для решения методических задач: - продолжение обучения обучающихся чётким геометрическим формулировкам и рассуждениям; - продолжение работы по накоплению опыта доказательных рассуждений; - продолжение работы по обучению умению выделять из текста геометрической задачи «что дано» и «что требуется найти»; - отражать ситуацию, данную в условии задачи и возникшую в ходе решения на рисунке. Дидактический материал, представленный в презентации, можно использовать на различных этапах урока: на этапе актуализации знаний, на этапе закрепления, на этапе повторения, на этапе проверки, контроля знаний, умений и навыков обучающихся, при подготовке к контрольной работе, при обобщающем повторении.
Математические диктанты по теме «Натуральные числа и действия над ними» (Математика, 5 класс. Глава I) включают диктанты по следующим подтемам: 1) Сложение и вычитание натуральных чисел. 2) Умножение натуральных чисел. 3) Деление натуральных чисел. 4. Действия с нулём и единицей. 5. Числовые выражения. 6. Квадрат и куб числа. 7. Буквенные выражения. 8. Формулы. 9. Уравнения. Темы можно объединять, количество заданий увеличивать или уменьшать. Материал, представленный в презентации, можно использовать на отдельных этапах урока: на этапе актуализации знаний, или на этапе закрепления, или на этапе повторения.
Презентация создана для решения методических задач: 1) начать обучение школьников чётким геометрическим формулировкам и рассуждениям; 2) постепенно подводить учащихся к пониманию необходимости обоснования своих утверждений; 3) начать обучение умению выделять из текста геометрической задачи «что дано» и «что требуется найти»; 4) отражать ситуацию, данную в условии задачи и возникшую в ходе решения на рисунке. Материал, представленный в презентации, можно использовать на различных этапах урока: на этапе изучения нового материала – блок «Теория», являющийся иллюстрированным дополнением к объяснению учителя по изучаемым темам или на этапе повторения; на этапе актуализации знаний, проверки, контроля знаний, умений и навыков учащихся – блоки «Устно», «Чтение рисунков», «Чтение заданий», «Самостоятельно решаем».
Данный урок - урок повторения и закрепления по теме "Натуральные числа". Групповая форма работы. В ходе урока учащиеся повторяют теорию, выполняют задания на смекалку, решают задачи практического содержания, вспоминают порядок действий при решении примеров, находят неизвестные компоненты, решая уравнения, кроме этого услышат сообщения своих товарищей о происхождении арифметики, счёте, развитии письменной нумерации, о «счислении» в «Арифметике» Л.Ф.Магницкого.
Урок усвоения новых знаний. Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Предлагаются два варианта проведения урока на этапе подготовки учащихся к усвоению знаний и на этапе закрепления знаний: если есть подключение к Internet и возможность работы индивидуально на компьютере каждого учащегося, то можно воспользоваться интерактивными тестами, созданные в программе Hot Potatoes; если такой возможности нет, то можно воспользоваться презентацией, в которой размещен тот же материал, что и в интерактивных тестах.
На этапе усвоения знаний - групповая форма работы по самостоятельному изучению темы в форме "Вертушка"