Мыслительные ОУУН - это реализованные в онтогенезе психофизические функции головного мозга, лежащие в основе сознательного мышления учащихся.
Уровень развития того или иного мыслительного навыка у учащихся устанавливается психологами, но учитель должен определять его хотя бы раз в год на материалах своего предмета с помощью специального контрольно-методического среза.
Методика определения уровня владения учащимися общеучебными мыслительными навыками
Алгоритм проведения контрольно-методического среза с последующей оценкой уровня мыслительных ОУУН учащихся
Когда: после зачетной работы по теме. Тема для учащихся должна быть хорошо знакомой.
Как: в виде письменной работы определенного вида.
1. Анализ:
Найдите соответствие...
Выберите только то, что относится...
Чем отличаются..?
2. Синтез:
О чем идет речь? (перечень терминов)
Назовите одним словом...
Что общего?
3. Сравните:
Сравни два объекта, два процесса, две личности.
4. Установление причинно-следственных связей:
Что пропущено?
Восстановите порядок этапов процесса.
Закончите перечень терминов, дат, чисел.
5. Вывод:
Сделайте предположение о причинах процесса.
Сделайте вывод на основании результатов опыта
Решите задачу.
Проделайте мысленный опыт и сделайте вывод.
Примеры текстов контрольно-методических срезов (КМС) на определение уровня владения учащимися мыслительными ОУУН на уроках математики