Доклад позволяет приобщить ученика к самостоятельной работе, научить его говорить перед аудиторией. что является жизненно полезным навыком для любого взрослого человека.
ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ К ДОКЛАДУ
Первый этап. КАРТА СООБЩЕНИЯ. Главная цель этого этапа - научить составлять и пользоваться "картой сообщения", которая включает в себя первую и последнюю фразы сообщения и опорный сигнал (или план) остального текста.
Первая и последняя фразы должны быть выучены наизусть. т.к. это типичные места сбоя речи.
Второй этап. ОТРАБОТКА РЕГЛАМЕНТА. Цель этапа - научить детей "чувствовать время". (Этот прием я использую и на уроке, когда учащиеся пишут кратковременные самостоятельные работы). Удобно пользоваться песочными часами или таймером.
Третий этап. ДОКЛАД. Доклад отличается от сообщения большим объемом. Оптимальное время доклада - 5 - 7 минут. Если тема "не вмещается" в это время, то доклад лучше дробить.
Четвертый этап. ДОКЛАД С ЗАТРУДНЕНИЯМИ. Этот этап не является обязательным. Суть его в том, что ученик проходит усложненный тренинг, позволяющий в будущем легко адаптироваться в реальной жизненной обстановке. На этом этапе репетируется выход из затруднительного положения в середине речи, когда докладчик сбился с мысли, оговорился и т.п.
Педагогические технологии, подобные этой, нужны, если мы хотим научить учеников любому сложному умению, например, писать сочинения или самостоятельно выполнять лабораторную работу.
(А.Гин "Приемы педагогической техники"-М:Вита-Пресс, 2001 - 88 с. )