В этом разделе: 1) игры-тренинги; 2) игры в случайность; 3) театрализация
СХЕМА 1. ИГРОВАЯ ЦЕЛЬ
Если необходимо проделать большое число однообразных упражнений, учитель включает их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели.
СХЕМА 2. ЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕПОЧКА
Ученики соревнуются, выполняя по очереди действия, в соответствии с определенным правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего.
Учитель вводит в урок элементы случайного выбора (Объектом случайного выбора может стать решаемая задача, тема повторения, тема доклада, вызываемый ученик...)
Разыгрывается сценка на учебную тему.
"ДА" И "НЕТ" ГОВОРИТЕ "Да - нетка",
или универсальная игра для всех
Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного или исторического героя и др.) Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только словами: "да", "нет", "и да, и нет".
Если вопрос задан некорректно или учитель не хочет давать ответ из дидактических соображений, и тогда он отказывается от ответа заранее установленным жестом.
"Да - нетка" учит:
-связывать разрозненные факты в единую картину;
- систематизировать уже имеющуюся информацию;
- слушать и слышать соучеников.
Учитель может использовать "Да-нетку" для создания интригующей ситуации, организации отдыха на уроке...
После игры обязательное краткое обсуждение: какие вопросы были сильными? Какие (и почему) - слабыми? Это позволяет научить ребят вырабатывать стратегию поиска, а не сводить игру к беспорядочному перебору вопросов.
(А.Гин "Приемы педагогической техники"-М:Вита-Пресс, 2001 - 88 с. )