На первом же уроке новой темы учитель вывешивает "Базовый лист контроля". В нем перечислены правила, понятия, формулировки и формулы, которые ОБЯЗАН знать каждый.
"Светофор" - это всего лишь длинная полоска картона, с одной стороны красная, с другой - зеленая.
При опросе ученики поднимают "светофор" красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу.
Один ученик отвечает, остальные слушают.
Рассказ одного ученика прерывается в любом месте и передается другому жестом учителя. И так несколько раз до завершения ответа.
Беседа с одним или несколькими учениками происходит полушепотом, в то время как класс занят другим делом, например тренировочной контрольной или групповой работой.
Ученики опрашивают друг друга по базовым листам.
Перед каждым уроком, всегда в одном и том же месте, лежит "Лист защиты", куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Зато учитель, подшивая эти листы, держит ситуацию под полным контролем.
Учитель приучает детей - особенно это касается младших классов - к некоторой паузе между заданным вопросом и ответом ученика.
Учитель проводит тренировочный опрос, сам не выслушивая ответов учеников.
Ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю (Говорят: хорошего - понемногу. А идеального - еще меньше. Поэтому такой сценарий применяют нечасто)
(А.Гин "Приемы педагогической техники"-М:Вита-Пресс, 2001 - 88 с. )