Информационные ОУУН
Информационные ОУУН для ученика - возможность самостоятельного поиска и осмысления информации, для учителя - выбор подачи материала на этапе объяснения и диагностики, а также выбор системы заданий для целенаправленного развития информационных ОУУН:
1. Навык смыслового чтения ( умение осмыслять прочитанное на высоком уровне: "читать и понимать, что написано". Этот навык проверяется и развивается различными заданиями: "озаглавь текст", "поставь вопросы к прочитанному" и т.д.
2. Навык "сворачивания" и "разворачивания" информации (составление и "чтение" таблиц, графиков, схем и т.д.).
3. Навык использования технических средств (ТСО, ПК, TV, мультимедиа) - для поиска, планирования, организации и оформления учебной работы и другие навыки.
Для педагогической поддержки уровни развития общеучебных навыков достаточно определять достаточный, критический и недостаточный уровень.
Информационные ОУУН |
Уровень развития информационных ОУУН |
недостаточный |
критический |
достаточный |
Смысловое чтение |
При чтении с трудом выделяет главную мысль, ошибается при заполнении простого «слепого» текста |
Может проанализировать прочитанное по вопросам, осмыслить текстовую задачу, задание |
Может «читать и понимать, что не написано», легко справляется с заданиями, требующими осмысления нового текста |
Преобразование информации |
С трудом анализирует таблицы или составляет их; практически не способен самостоятельно построить схему по тексту или прочитать новую схему процесса или структуры |
При небольшой помощи учителя может справиться с преобразованием информации из вербальной в графическую или символическую (формулы) |
Легко «читает» графики, схемы, формулы, преобразует их в текст. Способен без ошибок проделать обратную процедуру – преобразовать текст в рисунок, график, таблицу и т.д. |
ТСО |
Использует TV, PC только как пользователь: без учебных и познавательных целей |
При использовании TV, PC способен работать с ними как источниками знаний, но требует постановки учебной задачи учителем. |
Способен использовать самостоятельно технические средства для поиска информации, для оформления работ |
Наблюдение |
Не умеет осмыслять конкретную информацию, полученную путем наблюдения или непосредственных ощущений |
Умеет наблюдать, может перевести ощущения в осознанную смысловую информацию, однако, требует педагогической помощи – алгоритмов, вопросов. |
Легко осмысляет информацию, полученную непосредственно через эмоции и органы чувств: осязание, обоняние, зрение |
|