Понедельник, 06.07.2020, 08:06
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя математики Шишкиной Татьяны Викторовны

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 125
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Кнопка сайта
ИСКАТЬ НА OZON.RU

Учебный труд учащихся

Основные приемы организации учебной деятельности учащихся:
1. Рациональное использование учебного времени.
2. Выделение учебной задачи.
3. Выделение главной мысли в изучаемом тексте.
4. Составление планов прочитанного или изученного, пользование ими.
5. Смысловая группировка материала.
8. Ведение полного или тезисного конспекта.
9. Владение техникой учебного труда в соответствии с требованиями данной программы.
10. Выполнение требований к ответу учащихся.
11. Использование приемов самостоятельности учебной деятельности.
12. Использование приемов коллективной учебной деятельности.
13. Самоконтроль и взаимоконтроль за учебной деятельностью.
14. Рецензирование ответов учащихся.
15. Выполнение требований к рабочему месту учащихся в школе и дома.
16. Пользование памятками.
17. Подготовка доклада, реферата или сообщения для выступления перед учащимися.
        Для отработки указанных умений на уроке необходимо планировать основную цель по НОТ. Например, при изучении основного свойства степени цель по НОТ - работа с учебником, контроль и самоконтроль в работе; при изучении применения формул сокращенного умножения к тождественным преобразованиям выражений - выполнение требований к устному ответу по алгебре, взаимоконтроль; при изучении производной показательной функции - составление конспекта, во всех классах на уроках, посвященных решению задач, одной из целей по НОТ может быть самоконтроль в работе.
         Деятельность учащихся на уроке для достижения намеченной цели организуется по-разному: краткое коллективное или индивидуальное повторение памятки или ее демонстрация тем или иным способом, проверка выполнения домашнего практического задания, включение специальных заданий на использование памяток в самостоятельную работу учащихся на уроке и т.д. Учитель создает ситуации для практического использования памяток; например, на уроке учащиеся под руководством учителя составляют конспект соответствующего пункта учебника.
Для формирования ОРГАНИЗАЦИОННЫХ  ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ учащихся учителя используют главным образом следующие приемы: работа с учебником, составление плана ответа по математике, ведение тетради по математике, организация домашней работы, выполнение письменной работы по математике, изучение содержания теоремы (задачи), усвоение теоремы, контроль за усвоением теоремы, общий прием контроля решения задачи и др.
Примерный состав некоторых из этих приемов.
Cекреты успеха на уроке
- Подготовить все необходимые для урока до звонка.
- Не отвлекаться, сосредоточиться на задании.
- Не выкрикивать с места, поднимать руку.
- Не жевать на уроке.
- Не болтать с соседом по парте.
- Не списывать.
- Подготавливать свой ответ.
- Соблюдать правила этикета.
- Сидеть ровно.
- Выключать мобильные телефоны.
- "Перерабатывать" информацию.
Готовясь к ответу на уроке:
- Припомни содержание материала.
- Подумай или запиши план ответа.
- Выдели самое главное в теме, при ответе сконцентрируй на этом внимание.
- Каждое положение обязательно доказывай, приводи примеры, но коротко и ясно.
- Обязательно делай обобщения и выводы из сказанного.
- При необходимости пользуйся таблицами, схемами, пособиями, моделями.
- если твой ответ требует доказательства экспериментом, подготовь  заранее все необходимое.
Работа с учебником математики:
1. найти тему по оглавлению;
2. обдумать заголовок (т.е. ответить на вопросы: о чем пойдет речь? Что мне предстоит узнать? Что я уже знаю об этом?);
3. прочитать содержание пункта (параграфа);
4. выделить все непонятные слова и выражения и выяснить их значение (в учебнике, справочнике, у учителя, родителей, товарищей);
5. задать по ходу чтения вопросы и ответить на них (О чем здесь говорится? Что мне уже известно об этом? Что именно об этом сообщается? Чем это можно объяснить? Как это соотносится с тем, что я уже знаю? С чем это нужно не перепутать? Что из этого должно получиться? Для чего это делается? К чему это можно применить? Когда и как применять?);
6. выделить (выписать, подчеркнуть) основные понятия;
7. выделить основные теоремы или правила;
8. изучить определения понятий;
9. изучить теоремы (правила);
10. разобрать конкретные примеры  в тексте и придумать свои;
11. провести самостоятельно доказательство теоремы в тетради;
12. составить схемы, рисунки, таблицы и чертежи;
13. запомнить материал, используя приемы запоминания (пересказ по плану, чертежу, схеме, мнемонические приемы, повторение трудных мест);
14. ответить на конкретные вопросы в тексте;
15. придумать и задать себе такие вопросы.
Как составлять план
1. Самостоятельно или осознанно принять предложенную кем-то цель. При этом должен задать себе три вопроса:
- - Что ты делаешь?
- - Для чего ты делаешь?
- - Как ты делаешь?
2. Составить  план, т.е. программу действий. План нужно проговорить, а лучше написать. Можно сделать план через цепочку (если ..., то ...).
3. В процессе выполнения плана внимательно проверяешь правильно ли ты работаешь, не допускаешь ли ошибок. А  если они появились, проверь, не только конкретный пункт, но и весь план в целом.
Составление плана ответа по математике:
1. выделить понятия, которым нужно дать определение;
2. выделить теоремы или правила, которые нужно сформулировать и доказать;
3. выделить определения, теоремы, правила, на которые нужно сослаться при доказательстве;
4. составить доказательство теоремы;
5. продумать записи на доске во время ответа;
6. показать, где и как применяется теорема (правило);
7. сделать вывод.
Прием усвоения теоремы:
1. прочитать теорему (по учебнику, тетради);
2. усвоить содержание теоремы (используя прием работы над теоремой);
3. выучить формулировку теоремы;
4. рассмотреть (если есть) чертеж, усвоить его;
5. прочитать доказательство, обосновывая каждый этап, следя по чертежу;
6. повторить доказательство;
7. сделать свой чертеж;
8. доказать с его помощью теорему самостоятельно;
9. если нужно  проверить себя, то прочитать  доказательство еще раз;
10. попробовать найти другой способ доказательства.
Контроль за усвоением теоремы:
1. проверить, правильно ли усвоена формулировка теоремы;
2. доказать теорему самостоятельно;
3. проверить, правильно ли использованы при доказательстве известные определения и предложения;
4. проверить правильность выполнения чертежа;
5. проверить ход доказательства;
6. проверить, удалось ли достичь цели.
Организация домашней работы по математике:
1. ознакомиться с заданием;
2. вспомнить, что изучали на уроке, просмотреть записи в тетради;
3. прочитать и усвоить материал учебника;
4. выполнить письменные задания;
5. составить план ответа.
Выполнение письменной домашней работы:
1.  прочитать задания, изучить их;
2. продумать, какие правила и приемы следует применить для их выполнения, пользуясь, если нужно, предыдущей письменной работой, общими и частными приемами решения задач;
3.  если нужно, выполнить задания полностью или частично на черновике;
4.  проверить тем или иным способом решения задач;
5.  записать выполненные задания в тетрадь, соблюдая правила ведения тетради по математике.
Общий прием контроля  решения задачи:
1. проверить правильность записи условия;
2. проверить ход решения, правильно ли использован прием решения;
3. проверить правильность записей и чертежей;
4. проверить вычисления;
5. исследовать решение, рассмотреть частные случаи;
6. рассказать кратко ход решения задачи;
7. полезно проверить решение у товарища.
Работа с тетрадью.
1. Оформление тетради:
- оберни тетрадь (используй для этого специальную обложку);
- аккуратно подпиши ее;
- записи производи синей пастой;
- оформляй все работы в соответствии с требованиями учителя.
2. Ведение тетради:
- выполняй все работы (рисунки, схемы и др) аккуратно;
- не рисуй и не записывай в тетради лишнего (не касающегося темы урока);
- не мни тетрадь;
- пиши аккуратно, разборчиво;
- не пачкай тетрадь;
- не  стирай резинкой, не используй штрих;
- записывай правила и все самое важное по теме урока.
Умей проверять и исправлять ошибки:
- проверяй работу от начала к концу и наоборот;
- каждое слово читай по слогам;
- если ты не уверен в правильности написания слова, попробуй вспомнить правило;
- если ты допустил ошибку, не расстраивайся - аккуратно зачеркни карандашом;
- не используй стерку или штрих;
- делай работу над ошибками (анализ ошибок);
- если ты не уверен, сначала пиши на черновике;
- подумай, а потом пиши.
3. Использование тетради:
- просматривай записи, сделанные в тетради;
- анализируй свои ошибки, просматривая различные виды работ. 
        Среди приемов ОРГАНИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  учащихся наиболее важным в обучении являются ПРИЕМЫ  РАБОТЫ  С  КНИГОЙ (учебником, справочником, популярной книгой по математике и т.п.). Здесь можно выделить следующие основные виды упражнений, используемых на различных этапах формирования приемой учебной деятельности:
1) Найти ошибку ("ошибающийся учитель").
2) Найти незнакомые слова в тексте и выяснить их значение.
3) Найти непонятные словосочетания в тексте и выяснить их значение.
4) Выделить в тексте основные мысли.
5) Разделить текст на смысловые части.
6) Собрать текст (его варианты) из отдельных частей.
7) Составить схемы, рисунки, краткий конспект по тексту.
8) Сформулировать вопросы к тексту.
9) Найти в тексте ответы на данные вопросы.
Примеры упражнения для работы с текстом учебника математики
при изучении различных вопросов курса:
Тема: Уравнение с одной переменной.
      Здесь происходит систематизация и обобщение изученного и определение основных понятий, уже знакомых учащимся. Текст может быть дан для самостоятельного изучения. При этом нужно выполнить следующие упражнения:
1. Выделите в тексте главные смысловые части.
2. Найдите по тексту ответы на вопросы: что такое: 1) линейное уравнение; б) корень уравнения; в) решить уравнение? Какие бывают случаи решения линейного уравнения? Сколько решений может иметь: 1) линейное уравнение; б) нелинейное уравнение?
3. Найти в тексте слова - ориентиры. 
4. Найдите в тексте учебника разъяснение того, как решается: а) линейное уравнение; б) задача с помощью линейного уравнения.
5. Найдите по словарю - указателю второго тома Детской энциклопедии понятие "уравнение". Прочитайте в статье "Как люди учились решать уравнения" о решении линейных уравнений.
6. Найдите в литературе примеры старинных задач, решаемых с помощью уравнений.
Тема: Общие сведения о площадях фигур.
        В данной теме обобщается идея измерения геометрических величие, знакомая учащимся из предыдущего материала. Текст учебника может быть дан для самостоятельного чтения с последующими ответами на вопросы:
1) Что принимается за единицу измерения площади?
2) Какие единицы измерения площадей вы знаете? Сравните с единицами измерения длины.
3. Перечислите свойства площади.
4. Обладает ли аналогичными свойствами длина отрезка?
Тема: Целая и дробная части числа.
        Самостоятельно прочитать текст учебника и выполнить задания:
1) Дайте определение целой части числа и запишите обозначение.
2) Приведите пример числа и его целой части.
3) Дайте определение дробной части числа и запишите обозначение.
4) Приведите пример числа и его дробной части.

(Епишева О.Б., Крупич В.И. Учить школьников учиться математике: Формирование приемов учебной деятельности: Книга для учителя. - М: Просвещение, 1990. - 128 с.: ил.
Портфолио ученика средней школы / авт. - сост. И.Г.Юдина. - Волгоград: Учитель, 2007. - 223с.)


Поиск
Календарь
«  Июль 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
УчМаг Обучонок. Обучающие программы и исследовательские работы учащихся
Обучонок
Методсовет

Учительский портал Сайт школы-интерната 4 вида для слабовидящих детей г.Владимир Банк Интернет-портфолио учителей Вязаные игрушки
Рейтинг@Mail.ru

Персональный сайт учителя Шишкиной Татьяны Викторовны © 2011 - 2020